Неточные совпадения
А у него этого разлада не было. Внутреннею силою он отражал внешние враждебные притоки, а свой огонь горел у него неугасимо, и он не уклоняется, не изменяет гармонии ума с сердцем и с волей — и совершает свой путь безупречно, все стоит на той высоте умственного и
нравственного развития, на которую, пожалуй, поставили его
природа и судьба, следовательно, стоит почти бессознательно.
— Она? — Марья Павловна остановилась, очевидно желая как можно точнее ответить на вопрос. — Она? — Видите ли, она, несмотря на ее прошедшее, по
природе одна из самых
нравственных натур… и так тонко чувствует… Она любит вас, хорошо любит, и счастлива тем, что может сделать вам хоть то отрицательное добро, чтобы не запутать вас собой. Для нее замужество с вами было бы страшным падением, хуже всего прежнего, и потому она никогда не согласится на это. А между тем ваше присутствие тревожит ее.
То, что в продолжение этих трех месяцев видел Нехлюдов, представлялось ему в следующем виде: из всех живущих на воле людей посредством суда и администрации отбирались самые нервные, горячие, возбудимые, даровитые и сильные и менее, чем другие, хитрые и осторожные люди, и люди эти, никак не более виновные или опасные для общества, чем те, которые оставались на воле, во-первых, запирались в тюрьмы, этапы, каторги, где и содержались месяцами и годами в полной праздности, материальной обеспеченности и в удалении от
природы, семьи, труда, т. е. вне всех условий естественной и
нравственной жизни человеческой.
Мало того: правосудие и земная казнь даже облегчают казнь
природы, даже необходимы душе преступника в эти моменты как спасение ее от отчаяния, ибо я и представить себе не могу того ужаса и тех
нравственных страданий Карамазова, когда он узнал, что она его любит, что для него отвергает своего „прежнего“ и „бесспорного“, что его, его, „Митю“, зовет с собою в обновленную жизнь, обещает ему счастье, и это когда же?
Но и этого мало, он закончил утверждением, что для каждого частного лица, например как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое,
нравственный закон
природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении.
Безличность математики, внечеловеческая объективность
природы не вызывают этих сторон духа, не будят их; но как только мы касаемся вопросов жизненных, художественных,
нравственных, где человек не только наблюдатель и следователь, а вместе с тем и участник, там мы находим физиологический предел, который очень трудно перейти с прежней кровью и прежним мозгом, не исключив из них следы колыбельных песен, родных полей и гор, обычаев и всего окружавшего строя.
В заключение не могу не упомянуть здесь и еще об одном существенном недостатке, которым страдало наше
нравственное воспитание. Я разумею здесь совершенное отсутствие общения с
природой.
Тогда и окажется, что талант одного способен во всей силе проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений
природы, а другому доступны, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами
нравственными, интересами общественной жизни.
— А эти ваши
нравственные обязательства не согласны с правилами физиологии. Они противоречат требованиям
природы; их нет у существ, живущих естественною жизнью.
Если б эти люди умели рассуждать, если б они были в состоянии проникать в тайны человеческой
природы, то они поняли бы, что одну из неизбежных принадлежностей этой
природы составляет развитие и повышение уровня
нравственных и материальных потребностей.
Когда человек при виде
нравственного страдания или опасности, угрожающей здоровью и жизни любимого существа, страдает сам всеми силами своей души, забывая сон, покой и пищу, забывая всего себя, когда напрягаются нервы, возвышается его духовная
природа — тогда нет места требованиям и нет места мелочным вниманиям, заботам и угождениям.
Сильной натуре, не занятой ничем особенно, почти невозможно оборониться от влияния энергической женщины; надобно быть или очень ограниченным, или очень ячным, или совершенно бесхарактерным, чтоб тупо отстоять свою независимость перед
нравственной властью, являющейся в прекрасном образе юной женщины, — правда, что, пылкий от
природы, увлекающийся от непривычки к самообузданию, Бельтов давал легкий приз над собою всякой кокетке, всякому хорошенькому лицу.
Прежде всего, недоставало высокой
нравственной чистоты, той чистоты, которую можно сравнить только с чистотой драгоценного металла, гарантированного
природой от опасности окисления.
Чтобы заглушить мелочные чувства, он спешил думать о том, что и он сам, и Хоботов, и Михаил Аверьяныч должны рано или поздно погибнуть, не оставив в
природе даже отпечатка. Если вообразить, что через миллион лет мимо земного шара пролетит в пространстве какой-нибудь дух, то он увидит только глину и голые утесы. Все — и культура, и
нравственный закон — пропадет и даже лопухом не порастет. Что же значат стыд перед лавочником, ничтожный Хоботов, тяжелая дружба Михаила Аверьяныча? Все это вздор и пустяки.
— Хорошо-с. Значит, как желудок хочет есть, так
нравственное чувство хочет, чтобы мы любили своих ближних. Так? Но естественная
природа наша по себялюбию противится голосу совести и разума, и потому возникает много головоломных вопросов. К кому же мы должны обращаться за разрешением этих вопросов, если вы не велите ставить их на философскую почву?
Рассмотрение этой темной стороны приводит его к заключению, что «нигде положение дел не представляло столь грустной и печальной картины, как в нашем отечестве» (стр. XXII), и что «Россия, невзирая на благотворное развитие основных элементов своих, далеко не достигла той цели, к которой стремились все государства европейские и которая состоит в надежной безопасности извне и внутри, в деятельном развитии
нравственных, умственных и промышленных сил, в знании, искусстве, в смягчении дикой животной
природы, одним словом — в том, что украшает и облагороживает человека» (стр. XXV).
Так бывает и во всех сферах
природы, принадлежат ли они или нет к
нравственной области…
Она любила своих подруг, своих наставниц, страстно любила своего отца, и, конечно, если бы судьба послала ей доброго мужа, она сделалась бы доброй женой и нежной матерью, и вся бы жизнь ее протекла в выполнении этого чувства любви, как бы единственной
нравственной силы, которая дана была ей с избытком от
природы.
В тот самый период времени Роберт Овэн написал и издал первую из семи частей «Книги нового
нравственного мира», долженствующей заключать в себе изложение науки о
природе человека. Такой книги доселе недоставало человечеству, и автор будет ее защищать против всех, которые сочтут своим долгом или найдут выгодным нападать на нее.
Но достаточно одного: чтобы испорченные люди избавили ее от своего надзора и не заботились об ее
нравственном воспитании, достаточно этого, чтобы естественные стремления человеческой
природы явственно выразились в ней и получили свою силу.
Прилагая наш
нравственный масштаб к
природе, мы далеко не уйдем.
Но, с другой стороны, взгляд этот крайне печален, потому что потребности человеческой
природы он прямо признает противными требованиям долга; и, следовательно, принимающие такой взгляд признаются в своей крайней испорченности и
нравственной негодности.
Я прибегал к разным хитростям: предлагал какое-нибудь сомнение, притворялся не понимающим некоторых намеков, лгал на себя или на других, будто бы считающих такие-то стихотворения самыми лучшими, или, напротив, самыми слабыми, иногда читал его стихи наизусть в подтверждение собственных мыслей,
нравственных убеждений или сочувствия к красотам
природы.
Трилецкий. Жаль, что вы, такая умная женщина, ничего не смыслите в гастрономии. Кто не умеет хорошо поесть, тот урод…
Нравственный урод!.. Ибо… Позвольте, позвольте! Так не ходят! Ну? Куда же вы? А, ну это другое дело. Ибо вкус занимает в
природе таковое же место, как и слух и зрение, то есть входит в число пяти чувств, которые всецело относятся к области, матушка моя, психологии. Психологии!
«Вивисекция, — заявляет мистрисс Мона Кэрд, — есть главный враг науки, которая всегда учила, что законы
природы гармоничны и не терпят противоречий; но если эти законы не терпят противоречий, то как возможно, чтоб то, что в
нравственном отношении несправедливо, было в научном отношении справедливо, чтоб то, что жестоко и неправедно, могло вести к миру и здоровью?» (The sanctuary of mercy. 1899, p. 6).
Мы устроили себе жизнь, противную и
нравственной и телесной
природе человека, и вполне уверены, — только потому, что все так думают, — что это-то и есть самая настоящая жизнь.
И не то, чтобы был нездоров — нет, мать-природа в избытке наделила меня вожделенным, а просто жить скверно, в
нравственном смысле.
Стал тогда Кислов углубляться в чтение Священного Писания, особенно Евангелия, — это подняло его
нравственную силу и еще больше смягчило кроткий от
природы нрав.
Иван Карамазов утверждает, что «для каждого лица, не верующего ни в бога, ни в бессмертие свое,
нравственный закон
природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему религиозному; эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».
Она со вниманием слушала очень долгий разговор, который шел у этих дам о самых возвышенных предметах, об абсолютном состоянии духа, о средствах примирения неладов между
нравственной и физической
природой человека, о тайных стремлениях души и т. п.
Парадокс в том, что свобода человека, без которой нет творчества и нет
нравственной жизни, не от Бога и не от тварной
природы.
Всякое допущение телеологии в мире, в
природе разрушает свободу и
нравственную жизнь человека.
Природа нравственной жизни и добра таковы, что они предполагают дуализм и борьбу, т. е. мучительный и трудный путь.
Родовая месть есть самый характерный
нравственный феномен древнего человечества, и она остается в христианском человечестве, поскольку древняя
природа в нем не просветлена и не преображена.
Родовому процессу, принадлежащему непросветленной
природе и не знающему личности, придается характер высшего религиозного и
нравственного принципа.
Христианское сознание слишком отталкивалось от
природы в своих
нравственных настроениях.
Инстинкт в
нравственной жизни человека играет двоякую роль: он унаследован от древней
природы, от человека архаического, в нем говорит древний ужас и страх, рабство и суеверие, жестокость и звериность, и в нем же есть напоминание о рае, о древней свободе, о древней силе человека, о древней связи его с космосом, о первобытной стихии жизни.
Нравственная жизнь совсем не есть явление
природы, и она неуловима, как явление
природы.
Этика Канта есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным
нравственным законом, нравственно-разумной
природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его
нравственным опытом, его духовной борьбой, его судьбой.
Нужно признать аксиомой, что закон бессилен изменить человеческую
природу и не может разрешить никакой индивидуальной
нравственной задачи.
Нравственное сознание, формулирующее законы и нормы, сталкивается не только с инстинктом, с подсознательным, с древней
природой, но и с благодатью, с сверхсознанием, с божественным.
Но нужно и вообще сказать: как раз к художеству и лапа и мама были глубоко равнодушны; на произведения искусства они смотрели как на красивые пустячки, если в них не преследовались
нравственные или религиозные цели, В других отношениях мое детство протекало почти в идеальных условиях: в умственной области, в
нравственной, в области физического воспитания, общения с
природою, — давалось все, чего только можно было бы пожелать для ребенка.
Происходит
нравственная идиотизация человеческой
природы, теряется всякий критерий добра и зла.
Рано лишившись матери, вкусив несколько от французской премудрости в местном пансионе, открытом француженкой эмигранткой, она семнадцати лет был полной хозяйкой и распорядительницей в отцовском неказистом домишке.
Природа наделила ее выдающейся красотой, а пансионское воспитание склонностью к несбыточным мечтам и способностью строить воздушные замки, не вложив в молодое сердце никаких устойчивых
нравственных правил.
В религиозные эпохи закона и искупления
нравственная сторона человеческой
природы должна была преобладать над стороной эстетической и познавательной.
Нравственная сторона человеческой
природы менее творческая, в ней сильнее моменты послушания, и ее преобладание было выражением подавленности человеческой
природы грехом.
Когда пошел человек путем свободы, перед ним стал вопрос, существуют ли
нравственные границы его
природы, на все ли он может дерзнуть.
И вечной оказывается
природа нравственной и религиозной совести.
— Я вообще нахожу, что обет безбрачия далеко не самое
нравственное учреждение в мальтийском ордене… Блюдящий святость домашнего очага столь же, если не более, достоин уважения, чем извращающий свою
природу, даже противно воле Божией… Еще при создании мира Господь сказал: «Скучно быть человеку одному, сотворим ему помощницу, подобную ему…» Что вы скажете на это, аббат?
Эта революционно-нигилистическая вражда ко всякому иерархизму имеет прежде всего
природу духовную, а не политическую и экономическую, это есть психология масс и
нравственная их настроенность.